Хотите любви, любите!
"Хотите любви, любите! Вам никто не мешает, кроме Вас"

Виктор Гречановский
Лучшее решение в психотерапии :)
Лучшее решение в психотерапии: psychotherapy.ua

Виктор Гречановский

Блог / Стыдно мне

18.01.2020 18:31


- Им не стыдно?

- Стыдно мне.

Про что, мой авторский курс Лучшее решение, 2020: http://psychotherapy.ua/avtorskij-kurs-luchshee-reshenie/

Скорее всего, что не увидят, что не прочитают и что не поймут, что это и про что.


А если вдруг что увидят, что прочитают, что поймут, тогда что?

Тогда, что это не про них и их что, что это про меня и про моё что.

Так вот, про моё что, про себя всегда можно честно, предельно.

 

Более всех меня воспитывала бабушка. Ей было очень важно меня воспитать. Потеряв троих сыновей во время войны, единственному внуку она искренне стремилась отдать всё что могла и отдавала без остатка. Когда я спрашивал, кем мне стать, она отвечала всегда одно и то же. Сотни раз, за годы детства и юности, я слышал один ответ: «Людиною». Другого ответа не было ни разу.Сейчас понимаю, что и быть не могло.

Она рассказывала много разных историй в основном, когда готовила на кухне.  Некоторые из них я слышал много раз. Удивительно, но я слушал снова, снова и снова и не возражал против повторения уже мне знакомых. В этих историях главным был не событийный ряд, а переживаемые эмоции, дух времени, такого разного за долгую жизнь и боль, много боли. Наверное, бабушка, не подозревая об этом, воспитала меня на этих историях, наверное, поэтому я стал и врачом и психотерапевтом. Я искренне сочувствовал бабушке и моим родственникам, многих из которых я не застал в живых и многим-многим людям, которым очень хотелось помочь и хочется до сих пор.

Бабушка меня не наказывала. Если я делал что-то не так, она меня оправдывала или брала вину на себя перед другими людьми.

А мне она задавала всегда один вопрос, во множестве случаев, когда ни оправдать, ни взять вину на себя у неё не получалось. Она спрашивала: «тобі не соромно»? И когда становилось очевидно,  что я не прав, и что не хочу признавать свою неправоту, она могла добавить: «щоб бути людиною, треба мати сором». А я ведь знал, что быть человеком, это главнее всего и очень хотел стать им. Человеком.

 

Зачем этот сентиментальный экскурс в 60-е и 70-е годы прошлого столетия?

Затем, что за более, чем полвека моей жизни, жизнь стала другой и люди в ней стали другими людьми.


Способы стать и/или остаться человеком, какие они сегодня?

Думаю, что никого не удивлю тем, что считаю стыд главным вызовом в «эпоху бесстыдства».

 

Почему?

Потому, что бесстыдство давно и постепенно стало «новой культурной нормой»

 

Когда я понял то, о чём пишу?

Когда-то давно, в середине «безбашенных 90-х» в разговоре с одним американцем.

И чтобы понять содержание, важно знать контекст.

Мы ехали на машине по Кривому Рогу в аэропорт, который за городом.

Наша совместная командировка заканчивалась, и дальнейшие пути были в разные стороны: у него самолётом, у меня машиной.

Моей задачей было проводить коллегу, доставив  в аэропорт.

Вдруг, спутник попросил остановиться на какой-то тесной улице с очень узким тротуаром, в глубоких ямах полных серо-красной грязи, где-то на окраине города.

До сих пор не знаю, что было причиной, но ему стало интересно пройтись, наверное, подобного пейзажа он никогда ранее в своей жизни не видел, поэтому ему стало любопытно. Он внимательно смотрел на одинаковые малюсенькие домики, и спросил меня, кто в них живёт? Вероятно, он решил проверить своё подозрение, не являются ли эти строения для какого-то другого назначения.

Я стал объяснять, что здесь живут обычные люди, что город этот тяжёлой промышленности и люди, которые здесь живут очень тяжело работают и, наверное, очень мало зарабатывают.

И в этот момент из-за поворота вылетел «крутой джип», не сбавляя скорости, ухнул в яму, поравнявшись с нами, и обрызгав нас серой с оттенками красного цвета жидкой грязью, лихо скрылся за следующим поворотом.

А эти вот люди, что в машине, они какие-то другие? Спросил меня американец.

Не знаю, кто эти люди, наверное, что они совсем другие, возможно, они крутые и могут себе позволить и другую жизнь и такую машину и вот так на ней ездить.


Знаете, о чём дальше спросил мой спутник и на что я не смог ответить?

Он спросил: «им не стыдно?»

С моей стороны была неловкая пауза. Он еле скрывал своё возмущение, а я был растерян.

Я почувствовал схожесть вопроса с тем, о чём меня всегда спрашивала моя бабушка, понимая про очевидную несправедливость и вызов в любой ситуации оставаться человеком.

И я не смог ответить.


Что мне понятно сейчас?

Что мне тогда стало стыдно и остаётся стыдно до сих пор, когда я вспоминаю эту историю.

 

Дальше была тема разговора, как  будут жить люди в Украине в сравнении с соседними странами. Мой собеседник много катался по «америкам и европам», поэтому мне было интересно его мнение и прогноз на будущее в Украине.

Для сравнения мы рассуждали о Польше и Чехии. И я говорил, что мы будем жить в Украине так же, как и наши западные соседи, не хуже. И главное, что говорил искренне, я в это верил. И совершенно не хотел видеть того настоящего, свидетелями которого мы стали только что. Американец не согласился с моими доводами и даже объяснил почему. Я же ему не верил, настаивая на своём, с тем мы и завершили нашу беседу.

 

Правда дальше, через каких-то полчаса случилась другая удивительная и одновременно очень поучительная история о «наших и их нравах», про которую, возможно, напишу в другой раз.

 

Что очень печально, так это то, что через много лет, мой спутник оказался прав, а я нет.

И теперь я точно знаю ответ на его тогдашний вопрос: «им не стыдно?»

Стыдно мне.

Про что мой авторский курс Лучшее решение, 2020: http://psychotherapy.ua/avtorskij-kurs-luchshee-reshenie/


Все записи...
Подписка на новости: